Новичкам Опытным Советы Статьи

Использование ультразвука для очистки модели

thumb
Написано Юрий Ганусяк

Так и в автомоделизме, в который я пришел не так давно, но, похоже, надолго.

Автомоделизм – это не только катание на машинке по треку. Это еще и обслуживание модели: поддержание ее в состоянии, когда она не рассыплется в середине финала, в подготовку к которому ты вложил несколько портретов Бенджамина Франклина.

Одна из стадий ухаживания за моделью, которая обламывает многих – ее чистка. Чтобы все блестело, как кот. Вернее, его часть.

2

Есть две основных проблемы, связанные с грязью:

  • налипание пыли и микрочастиц глины на сухие поверхности пластика
  • налипание их же на пленку смазки, которую может выдувать из подшипников или дифференциалов при очень быстром их вращении.

Если на первую можно успешно забить, просто отключив чувство прекрасного, то вторая дарит вам абразивную массу, которая убивает модель, например, когда вы ставите подшипник в посадочное место, этой самой массой загрязненное.

Вычистить это все хоть и реально, но достаточно проблемно. Вам либо придется возиться с кучей влажных салфеток, либо ковыряться ушными палочками, смоченными в растворителях с разной силой запахов, как правило, не очень приятных. Либо купать это все в ваннах с ацетоном. Способов много, но ни один, мною опробованный, не был одновременно эффективным, быстрым и не вызывающим чувство отвращения в процессе.

В автомоделизм я пришел из велоспорта и там вопрос чистки трансмиссии стоит очень остро. Цепи, кассеты и звезды на шатунах нужно регулярно вычищать и смазывать, чтобы они работали нормально. Там тоже есть десятки способов от протирки тряпкой до использования специальных моечных машинок с дегризерами. Но в последние пару лет я слышал много положительных отзывов об ультразвуковых мойках, но не пробовал до сегодняшнего дня.

8

Итак, первый опыт очистки модели с помощью ультразвуковой ванны

Сама суть заключается в том, что ультразвук усиливает действие растворителя, помогая отрывать частицы от поверхности. Например, если вы просто зальете велосипедную цепь раствором Fairy в воде, вы получите грязную мыльную цепь. Если позанимаетесь фитнесом, встряхивая это все в бутылке, получите цепь, с которой смылась часть грязи, но примерно столько же остается. Если залить это все в ультразвуковую ванночку и оставить на 10 минут, выходит идеально чистая цепь. Я добивался подобных результатов путем последовательного использования керосина, чтобы растворить густую смазку, потом разведенный фейри, который ты калапецаешь в бутылке, чтобы сбить микрочастицы грязи, потом зубной щеткой по всем звеньям, чтобы удалить остатки. Получается хорошо, но очень долго.

Итак, проводим следственный эксперимент:

Что будет, если взять самую дешевую ультразвуковую мойку, купленную на Али за 50 баксов, залить в нее обычный автомобильный дегризер (продается в автомагазинах по 300 грн за 6 литров), разведенный 1:1 с водой и оставить детали в мойке на 20 минут, после этого промыть холодной водой и высушить?

6

К сожалению, я не догадался сфотографировать детали до, но вы примерно знаете, как выглядит модель после двух тренировочный сессий и двух соревновательных дней.

Вот так выглядят детали после сушки.

1

В принципе, выводы каждый может сделать сам.

5

Это было бы слишком хорошо, если бы не было подводных камней.

Главных из них – ржавчина. Она появляется на стальных деталях если не высушить из сразу после промывки, либо не обработать каким-либо водооталкивающим субстратом.
Этот вопрос пока для меня открыт. Очень быстро, буквально в течение 5-7 минут после промывки на стальных шестернях начали проявляться очень явные следы ржавчины.

7

Мне удалось остановить процесс путем промывки этого всего в растворе ЭДТА, который был под рукой. Вероятно, сработает лимонная кислота или что-то в роде. После этого еще раз промыл чистой водой и быстро засунул в духовку, разогретую до 150 градусов, чтобы шестерни за считанные секунды прогрелись выше 100 градусов и вода моментально испарилась. Но пока я не считаю это идеальным решением. Кроме того, стоит извлекать стальные шары из линков перед мойкой, так как они точно так же склонны к ржавлению.

Второй нюанс: ультразвуковая мойка после нескольких десятков заходов снимает анодирующий слой с алюминия и детали становятся не такими красивыми. Это не особо страшно, так как уходит только краситель, а алюминий всегда покрыт тончайшим слоем оксида, который предотвращает дальнейшее окисление металла.

4

В остальном же пластиковые детали моего Mugen MBX7r никогда не были такими чистыми. Весь процесс занял около 25 минут, включая все эксперименты.

3

Кстати, для просушки деталей сразу после мойки я отжал у жены один из этажей сушилки для овощей и фруктов, что тоже оказалось очень удобным решением

9

Думаю, в течение пары недель я найду, что делать с ржавчиной на стальных деталях и обновлю этот пост.

Всем – быстрых и стабильных кругов!